Общая | Июль 17, 2018,12:18
Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, однако и общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывает СМИ, особенно телевидение – наиболее влиятельное из них. Перед педагогами стоит один из главных вопросов: «Чему учить и как учить?» нынешнее поколение детей, как сформировать у ребенка те духовно-нравственные качества, чтобы не навредить самой личности.
Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского. Нравственный идеал в понимании В. А. Сухомлинского заключается в следующем:
- умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
- гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
- потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей;
- чувство человеческого достоинства, уважение самого себя, умение дорожить своей честью , стремление к нравственному совершенствованию;
- любовь к труду
- открытость сердца радостям и горестям других людей
Поэтому для формирования у школьников нравственного идеала педагог, осуществляя процесс духовно-нравственного воспитания ребёнка, решает следующие задачи:
- развитие эмоциональной восприимчивости, т.е. умение видеть и оценивать доброе и злое, истинное и ложное
- формирование нравственных чувств, понимания таких категорий как сострадание, долг, ответственность, совесть и т.д.
- воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Начиная с начальных классов, ребенок знакомится с тем, что нравственная культура имеет два аспекта. И эти два аспекта постепенно под руководством учителя раскрываются перед ним.
1.Ценности – это честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.
2. Правила поведения
Процесс формирования нравственных ценностей длительный и быстрого результата быть не может. Главную задачу воспитания по духовно-нравственному формированию качеств у детей кратко можно определить как передачу подростку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру.
На каждом уроке, по каждому предмету учитель старается сформировать эти качества у ребенка. Но уроки литературы являются основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают детям нравственный идеал как жизненный ориентир, представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры. Именно литература, книга дает возможность сохранить в сознании ребенка духовно-нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.
Важным дополнением к реализации такого средствами учебных предметов является система занятий внеурочной занятости, которые позволяют особо акцентировать внимание на вопросах духовно- нравственной жизни человека. Одного классного часа или внеклассного занятия недостаточно, чтобы у ребенка сформировалось представление о ценностях русской культуры. Это должны быть определенные программы по внеурочной занятости, в основе которых, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной. Задача каждого преподавателя и воспитателя дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного, разумного понимания нравственной жизни.